Профессиональная ориентация — это система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии с учетом особенностей личности.
Профессиональная ориентация включает в себя:
профессиональное просвещение — обеспечение молодёжи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
профессиональное воспитание — формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;
профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.
В основу деятельности по профориентации молодежи положены следующие принципы:
принцип сознательности в выборе профессии;
принцип приоритета интересов и возможностей личности, гуманистический характер профориентации;
принцип доступности профессиональной и иной информации, необходимой для выбора профессии, формы обучения и трудоустройства;
принцип обеспечения равных возможностей получения профориентационных услуг;
принцип взаимосвязи профориентационной работы с практикой;
принцип систематичности и преемственности в профориентации;
принцип взаимосвязи всех социальных партнеров, заинтересованных в профориентационной деятельности
В целях оперативного обеспечения участников образовательного процесса актуальной информацией о возможностях профессионального самоопределения учащихся и оказания информационной поддержки учащимся учреждений общего среднего образования в вопросах выбора сферы будущей профессиональной деятельности учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» разработан интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь, который доступен по ссылке ripo.unibel.by/map/

- Нормативные документы
Приказ Министерства образования Республики Беларусь "Об изменении приказа Министра образования Республики Беларусь от 6 августа 2019 г. No 630" смотреть
Приказ Министерства образования Республики Беларусь "Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X-XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования" смотреть
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь 31 марта 2014 г. N 15/27/23 "Об утверждении концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь" смотреть
Методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день смотреть
О функционировании профильных классов профессиональной направленности смотреть
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» смотреть
- Куда пойти учиться?
Учреждения Гродненской области
Учреждения высшего образования перейти
Учреждения среднего специального образования перейти
Учреждения профессионально-технического образования перейти
Учреждение образования "Слонимский государственный профессионально-технический колледж с/х производства" перейти
Учреждение образования "Слонимский государственный медицинский колледж" перейти
Учреждение образования " Жировичский государственный аграрно-технический колледж" перейти
Учреждения образования Республики Беларусь перейти
Электронный справочник абитуриента- KudaPostupat.by
- Абитуриенту
Дорогой друг! Ты не заметил, как наступил один из прекраснейших периодов в жизни человека – юность. В это время тебе предстоит сделать в океане жизненных выборов самый важный, судьбоносный выбор – ВЫБОР ПРОФЕССИИ, с которой, как с наполненным ветром парусом, твой фрегат «жизнь» сможет успешно пришвартоваться к любой гавани на планете и, в первую очередь, к твоим родным берегам.В ответственный период твоей жизни, когда решается сложный вопрос, какую выбрать профессию и куда пойти учиться, мы предлагаем тебе в помощь информацию республиканского веб-сайта АБИТУРИЕНТ.BY перейти. Более подробные сведения по вопросам поступления, обучения, трудоустройства, существующих льготах и ограничениях можно получить непосредственно в учебных заведениях.
Бесплатный сервис для подготовки к ЦТ перейти
В ответственный период твоей жизни, когда решается сложный вопрос, какую выбрать профессию и куда пойти учиться, сделать правильный выбор вам помогут:
Республиканский институт контроля знаний перейти
Справочник абитуриента ˗ информация об учреждениях образования, специальностях, специализациях, квалификациях, формах, сроках и стоимости обучения, вступительных испытаниях, адреса, телефоны ССУЗов Республики Беларусь перейти
Электронный справочник абитуриента РБ ˗ ВУЗы и ССУЗы РБ: удобнейший поиск, проходные баллы, новости, все о РT и ЦТ, «справочное бюро», дни открытых дверей, словарь «профессии и специальности» и пр.: http://www.kudapostupat.by/
Система информационно-педагогической поддержки АБИТУРИЕНТ.BY, которая раскрывает содержание системы специальностей и квалификаций Республики Беларусь, а также информирует об основных образовательных учреждениях перейти.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ "ПРОФЕССИИ/КВАЛИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ" перейти
Более подробные сведения по вопросам поступления, обучения, трудоустройства, существующих льготах и ограничениях можно получить непосредственно в учебных заведениях
Помощь интернета в профориентации перейти
Каталог всех ВУЗов, колледжей, лицеев Беларуси перейти
- График консультаций по профориентации
График консультаций по профориентации:
Вторник: 14.30-16.30
Четверг: 14.30-16.30
Информацию о профподготовке можно получить у педагога-психолога Федюк Натальи Валерьяновны (каб. 13)
- Трудонедостаточные и трудоизбыточные профессии
В Беларуси по-прежнему на рынке труда больше всего востребованы водители автомобилей, врачи, медсестры, швеи, продавцы и трактористы, а также строители.
В первую очередь, необходимо разобраться, какие самые востребованные профессии в крупных городах в Беларуси.
Развитие всемирной паутины и стабильно растущее число пользователей сети способствуют тому, что спрос на специалистов IT-сферы постоянно превышает существующее предложение. То есть, если Вы занимаетесь программированием, умеете создавать и продвигать веб-ресурсы и т.д., значит, поиск высокооплачиваемой работы для Вас – это дело пяти минут.
Здоровье каждого человека – это его самое большое богатство. Если у Вас что-то сильно болит, Вы готовы отдать все до последней копейки, лишь бы вернуть хорошее самочувствие. Поэтому доктора, врачи, санитары, медсестры никогда не останутся без работы.
Инженеры (практически любого направления) всегда были в цене, а если учитывать тот факт, что многие талантливые специалисты выехали в 90-х за рубеж искать лучшую жизнь, тогда становится понятно, почему экономика так нуждается в представителях данной профессии.
Представители рабочих специальностей в строительной отрасли также могут не переживать по поводу работы. Настоящие профессионалы зарабатывают неплохие деньги, а в перспективе, уровень зарплат строителей будет выше, чем у некоторых руководителей и офисных работников.
Рассматривая вопрос, какие профессии востребованы в Беларуси, нельзя не упомянуть о работниках торговли. Экономика страны нуждается в образованных, воспитанных и культурных продавцах, которые не только хорошо разбираются в торговле, но и являются немного психологами. В эту категорию также входят менеджеры по продажам, но не обычные торговые агенты, а настоящие специалисты, желательно с высшим техническим образованием. Их сфера деятельности – это большие компании, крупные государственные предприятия, министерства и т.д. Они должны уметь общаться с представителями топ-менеджмента, руководителями, инженерами, энергетиками. Если в процессе переговоров выясниться, что человек не разбирается в вопросах, которые обсуждаются, его вежливо попросят удалиться и никогда больше не беспокоить занятых людей.
Сегодня хороший маркетолог широкого профиля может не искать работу, а только отправить в крупные компании свое резюме и ждать, кто предложит самые лучшие условия работы. То есть, на рынке труда, в ближайшее время, будет наблюдаться нехватка специалистов по маркетингу.
Что касается вопроса, какие самые востребованные профессии в Беларуси в сельской местности, то больше всего предложений работы найдут водители, трактористы, ветеринарные врачи, агрономы и зоотехники.
Бесперспективные профессии
На сегодняшний день существует достаточно много профессий, обладателям которых очень трудно найти работу. Причины этого негативного явления в общих чертах были описаны выше (все хотели получить перспективную специальность, что привело к переизбытку предложений).
В этот список попали:
в первую очередь, экономисты;
бухгалтера (желающих работать много, но настоящего специалиста найти очень сложно);
юристы (многие работают где угодно, но не по специальности);
сотрудники кадровых отделов и секретари.
Специальности будущего
В ближайшие десятилетия будут пользоваться спросом все профессии, которые связаны с компьютерной техникой и IT сферой. Даже сегодня практически в любой отрасли экономики присутствует сложная техника, а со временем ее роль будет только расти. Аналогично можно сказать о большинстве инженерных специальностях (в строительстве, связи, машиностроении и т.д.). Эта сфера деятельности больше подойдет для парней, но возможно через 20 лет ситуация сильно изменится.
Генетика, нано и биотехнологии в комплексе с электроникой станут надежным фундаментом для создания совершенно новых профессий и направлений деятельности. Уже сегодня в эту сферу инвестируются огромные суммы, включая и подготовку кадров для реализации революционных (с точки зрения современной науки) проектов.
Все специальности, которые связаны с сервисом будут востребованы в будущем точно так же, как и сегодня. Парикмахерские, салоны красоты, химчистки и другие фирмы, которые обслуживают население, будут работать, и нуждаться в квалифицированном персонале. Это неплохое направление деятельности для девушек, которые могут получить хороший опыт, работая на кого-то, а затем открыть свой салон или парикмахерскую.
Логистика – это самый лучший вариант трудоустройства для людей, совмещающих творчество и точные математические расчеты. Данная деятельность будет актуальной через 10 лет даже больше, чем сегодня, а значит, выпускникам школ можно смело подавать документы в вузы, которые готовят специалистов по логистике.
Экологи и специалисты в области химии не останутся без работы, как через 5 лет, так и через пять десятилетий. Это связано с тем, что вопросы экологии являются одними из самых приоритетных для всех жителей планеты и если не заботиться об окружающей среде сам факт существования человечества будет под вопросом. Ну а без развития химии можно забыть о многих глобальных проектах в других сферах деятельности. Кроме того, только благодаря химии можно решить проблему ограниченных ресурсов нашей планеты.
Проанализировав востребованные и не очень профессии постсоветского пространства, включая и Беларусь, можно сделать вывод, что в ближайшее время необходимо заниматься теми направлениями деятельности, которые связаны с обеспечением жизнедеятельности человека, с развитием компьютерных технологий и интернета, а также уникальными проектами, имеющими реальную практическую пользу.
- Программно-информационный комплекс ”Самоопределение“
Комплекс ориентирован на старшеклассников и молодых людей, стоящих перед выбором будущей профессии, и позволяет им самостоятельно принять осознанное решение
В состав ПИК «Самоопределение» входят:
профдиагностические методики (тесты);
банк профессиограмм;
база данных специальностей учебных заведений.
Назначение:
Экспресс-тестирование учащихся с целью выявления профессиональных интересов и склонностей.
Подбор специальностей (профессий), оптимально соответствующих результатам тестирования учащихся. Подбор происходит автоматически в соответствии с алгоритмом, разработанным специалистами РЦПОМ.
Просмотр профессиограмм (описаний профессий).
Путеводитель по специальностям: просмотр специальностей высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений.
Накопление, хранение, поиск информации в базе данных.
Адрес ссылки для скачивания:
https://drive.google.com/file/d/1h8YysHj5h9n1KK1QW26DeRwcT4Q6ocpY/view?usp=sharing
- Профориентационные интернет-ресурсы
Интернет-ресурс "Профориентационная работа в школе" перейти
Интернет-ресурс "ПрофКомп@с" перейти
Журнал "Кем быть?" (компас в мире профессий) перейти
О профессиях говорим уже в начальной школе перейти
Тесты на профориентацию онлайн перейти
Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации молодежи http://www.fdp.grsu.by
- Ресурсные центры
Областной ресурсный центр по профориентации на базе учреждения образования Областной ресурсный центр по профориентации на базе учреждения образования "Государственная школа №3 г.п. Зельва" перейти
Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации молодежи перейти
- Дни открытых дверей
График проведения дней открытых дверей в учреждениях образования Республики Беларусь можно посмотреть здесь
- Управление по труду, занятости и социальной защите Слонимского райисполкома информирует
информация об обучении;
вакансии в Слонимском районе;
о ситуации на рынке труда Слонимского района (перейти)
- Советы
Советы выпускникам при выборе будущей профессии
1. Соориетироваться в мире профессий вам помогут ответы на следующие вопросы:
Какие ваши основные интересы и любимое занятие в свободный час?
Какие учебные предметы вы любите?
Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
О какой работе вы мечтаете?
Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее, как можно подробно, представьте себя на этой работе – с кем бы вы могли работать, как могли бы проводить свободное время?
Какие недостатки в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную работу?
2. Займитесь дополнительным образованием. Посещайте подготовительные курсы, факультативы в школе; внимательно слушайте педагогов; желательно начинать подготовку к поступлению за два года до поступления, чтобы не создать стрессовую ситуацию в выпускном классе.
3. Изучайте программы вступительных испытаний для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения, которые можно найти на сайте Национального института образования, справочниках абитуриентам.
4. Больше практики в репетиционным тестировании, которое поможет вам психологически адаптироваться да ЦТ.
5. Тренируйтесь дома, как можно больше выполняйте опубликованных тестов для тренировок. Это не только приведет к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и даст вам разносторонний опыт самонаблюдения и оптимального регулирования времени тестирования. Засекайте время выполнения тестов.
6. Запасайтесь информацией. Внимательно изучайте не только порядок приема в конкретный ВУЗ, но и общие правила. Все документы абитуриент подает в приемную комиссию учебного заведения в строго отведенное Министерством образования время. Все документы абитуриент подает в оригинале и лично сам.
7. Настройтесь на успех! В любом профессиональном тесте немало заданий, с какими вы не справитесь только потому, что так запланировано. Никто не обязан выполнять все 100% заданий. Поэтому нет смысла распылять эмоциональную энергию, даже если вам кажется, что допустили очень много ошибок или завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение ошибочное. При сравнении ваших результатов с другими может выявится, что другие допустили еще больше ошибок.
СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ
Рекомендации при выборе профессии
1. Составить список подходящих профессий.
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований выбираемой профессии.
Составьте список своих требований:
выбираемая профессия и будущий род занятий;
выбираемая профессия и жизненные ценности;
выбираемая профессия и жизненные цели;
• выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
• выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
• желательный уровень профессиональной подготовки;
• выбираемая профессия и мои склонности и способности;
• желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей... .
Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении специальности предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются непрестижными, неперспективными (например: швея, слесарь-сантехник и др.).
Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных функциональных обязанностей...
Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованый человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).
Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика – это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены – они не все такие.
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое способно увлечь и заинтересовать слушателей, и которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, переводчик-референт, лингвист, специалист по международным коммуникациям, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия, профессии и рабочие места за этим предметом стоят.
Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).
Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относись критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Об этом ты можешь узнать у участкового терапевта или в подростковом кабинете своей поликлиники.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Правильный выбор профессии – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной карьеры. Следующее условие – выбор пути получения профессии. Этот выбор в первую очередь зависит от характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах – например, верстальщик или веб-дизайнер. Большинство продавцов в наше время осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть профессии, обучение которым требует нескольких лет – врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированным архитектором-недоучкой?
Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»?
сначала решите, нужен ли он вообще. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда, более половины выпускников вузов не может найти работу по специальности. Это – потерянные годы и выброшенные на ветер деньги, если обучение было платное.
поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересующей тебя специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз — филиал или отделение, то он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала.
ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации. Если вуз не может предъявить такого сертификата, — вежливо попрощайтесь с теми, кто добился получения лицензии, однако не смог её подтвердить. Если вы рискнете связаться с неаккредитованным вузом, будьте готовы по окончанию срока обучения получить справку (свидетельство, диплом какой-либо общественной организации), а не государственный диплом, признанный на территории страны.
убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства его выпускников.
Советы выпускникам при выполнении теста
1. Спокойно обдумай вопросы, поставленные в задании.
2. Рационально используй время: сначала выполните те задания, которые кажутся более простыми, затем принимайтесь за более сложные. Задания, показавшиеся сложными, лучше пропустите и вернитесь к ним позже, если останется время.
3. Не спешите с решениями, внимательно читайте условие задачи до конца, чтобы правильно понять его смысл.
4. Не поддавайтесь негативным изменениям в своём настроении.
5. Правильно и чётко вносите ответы в бланк ответов. Не спешите заполнять бланк сразу, лучше это сделать после проверки задания.
6. Оставьте время для проверки работы, чтобы успеть заметить возможные ошибки.
7. Думайте только о текущем задании.
Как действовать во время сдачи тестирования
Для более успешного выполнения тестирования:
• Необходимо пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
• Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать).
• Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
• Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
• Необходимо сосредоточиться! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
• Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более четко и ясно, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
• Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
• Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
• Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в текстах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот же совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
• Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа. последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге концентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
• Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
• Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
- Полезные ссылки
Министерство образования Республики Беларусь: http://edu.gov.by/
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь: http://mintrud.gov.by/ru
Национальный институт образования: http://adu.by/ru/
Академия последипломного образования: http://www.academy.edu.by/
Республиканский институт профессионального образования: http://ripo.unibel.by/
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь: http://giac.unibel.by/
Республиканский центр профессионального образования молодежи: https://www.b17.ru/center/rcpom/
Республиканский институт высшей школы: http://www.nihe.bsu.by/index.php/ru/
Республиканский институт контроля знаний: http://rikc.by/
- Многопрофильная олимпиада Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой
Учреждение образования «Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой» в целях выявления и привлечения для обучения в университет абитуриентов, мотивированных на высокий уровень образования, обладающих качествами исследовательской, познавательной и деловой активности и инициативности, развитие у абитуриентов профильных творческих способностей с 1 ноября 2022 г. по 6 марта 2023 г. проводит университетскую многопрофильную олимпиаду по 8 учебным предметам.
Участниками олимпиады могут быть учащиеся учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования, которые в текущем учебном году заканчивают XI класс. Победители имеют право на зачисление в университет без вступительных испытаний.
Положение о порядке проведения олимпиады, а также график ее проведения опубликован на сайте университета (psu.by → Абитуриентам → Многопрофильная университетская олимпиада): https://www.psu.by/ru/abiturientam/mnogoprofilnaya-olimpiada
- УО "Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия"
УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия» (перейти)
Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия сегодня является крупнейшим многопрофильным высшим учебным заведением агропромышленного направления среди стран СНГ и Европы.
По рейтингу Webometrics (www.webometrics.info) УО БГСХА занимает первое место среди учреждений высшего образования аграрного профиля Беларуси и 16 место среди всех УВО.
Академия имеет статус ведущего вуза в национальной системе образования Республики Беларусь в области подготовки кадров для сельского хозяйства.
Деятельность УО БГСХА подтверждена государственной аккредитацией, а использование системы качества – сертификатом периодической оценки системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта СТБ ISO 9001-2015 в национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Академия аккредитована Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь и Национальной академией наук Беларуси в качестве научной организации сроком на 5 лет.
За свою историю БГСХА подготовила более 110 000 высококвалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса страны и других отраслей народного хозяйства. Многие выпускники академии стали видными государственными деятелями, учеными, руководителями крупных учреждений, предприятий и вносят большой вклад в развитие народного хозяйства страны.
Академия по праву гордится тем, что первый Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко – её выпускник. За выдающиеся достижения, организаторские способности и профессионализм в работе 24 выпускникам академии присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда, 2 – Героя Советского Союза, 16 – Заслуженного деятеля науки и техники, 60 – Заслуженного работника сельского хозяйства. В числе выпускников БГСХА 21 академик и член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси; Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь; Председатель Президиума НАН Беларуси; Министр экономики Республики; Председатель Могилевского областного исполнительного комитета; 36% председателей районных исполнительных комитетов; 40% начальников сельскохозяйственных управлений райисполкомов, почти половина всех руководителей сельскохозяйственных и других организаций республики.
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия сегодня – это своеобразный город в городе. На территории академгородка расположены 16 учебных корпусов, 14 студенческих общежитий, библиотека с книжным фондом более одного миллиона экземпляров, столовая на 800 мест.
Самым экзотическим местом академии и своеобразной научно-исследовательской лабораторией является Ботанический сад, основанный ещё в 1847 году при Горыгорецкой земледельческой школе. Главнейшей экспозицией сада является дендрарий, который в 1963 г. был объявлен памятником природы республиканского значения. Сегодня уникальная коллекция Ботанического сада насчитывает 366 видов, форм и разновидностей древесно-кустарниковых растений, 514 видов лекарственных и цветочно-декоративных растений. Особый интерес представляет оранжерея, в которой собрано 304 вида и сорта тропических и субтропических растений.
В академии ведётся практико-ориентированная подготовка студентов, для которой задействованы: учебный полигон, автотрактородром, диагностическая станция автомобилей, учебные мастерские, пчелопасека, ветеринарная клиника, восьмипольный учебный севооборот, биотехнологический центр по растениеводству, учебно-опытный комплекс «Тушково», плодопитомник, виварий, ботанический сад, учебно-научный центр «Учебно-опытные поля БГСХА», земельный участок «Рытовские огороды», участок обработки и хранения семян, учебно-научно-производственный центр для хранения оригинального семенного материала овощных культур, инновационно-научно-образовательный центр тепличных технологий, учебно-выставочный центр с лабораторией инновационной сельскохозяйственной техники и оборудования; лаборатория воспроизводства сельскохозяйственных животных с современным оборудованием; учебный класс правовой информации и коммуникации; центр инновационных и образовательных технологий; центр академического развития и др.
Для проведения досуга студентов имеются Центр студенческого художественного творчества, спорткомплекс со стадионом, бассейном и современной спортивной площадкой для мини-футбола, каскад прудов и др.
На 10 факультетах обучаются около 9 тыс. студентов очной и заочной форм получения образования. Процесс обучения постоянно совершенствуется. На сегодняшний день в академии ведется подготовка по 21 специальности I ступени, 9 специальностям II ступени (магистратура).
В высшей школе агробизнеса возможно получение второго и последующего высшего образования по 5 специальностям.
На 44 кафедрах сегодня работает 465 преподавателей, среди которых 26 докторов наук и профессоров, 229 кандидатов наук и доцентов. Удельный вес педагогических работников, имеющих ученую степень, – 54,8%. Всего в академии трудится около 1 600 человек.
БГСХА ведет подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру по 16 специальностям аспирантуры и 8 специальностям докторантуры.
В вузе работают 3 совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. За последние пять лет были защищены 4 докторских и 35 кандидатских диссертаций.
В институте повышения квалификации и переподготовки кадров УО БГСХА ведется переподготовка по 3 специальностям на базе высшего образования и по 1 специальности на базе среднего специального образования. На базе института повышения квалификации и переподготовки кадров ежегодно повышают квалификацию 2,0–2,5 тысячи руководящих работников и специалистов сельскохозяйственных организаций Республики Беларусь.
Большое внимание в БГСХА сегодня уделяется научно-исследовательской работе. За последние пять лет учеными академии получены 35 патентов Республики Беларусь на изобретение и полезную модель, изданы 108 монографий, 307 учебников и учебных пособия, 152 сборника научных трудов, 93 рекомендации производству. Значительная часть профессорско-преподавательского состава участвует в выполнении различных научных программ и проектов Национальной академии наук Беларуси и Фонда фундаментальных исследований.
Результаты исследований ученых академии реализуются в виде создания новых видов научно-технической продукции, а также используются в учебном процессе. За последние 5 лет созданы 179 новшеств, в том числе 50 сортов и гибридов, 1 ветпрепарат; 20 новых узлов и агрегатов; 3 технических условия; 93 рекомендации производству; 12 технологий. В Государственный реестр районированных сортов и гибридов включено в 2021 году 11 сортов и гибридов.
В академии созданы 56 студенческих научных кружков. Под руководством ведущих ученых работают 19 студенческих научно-исследовательских лабораторий (СНИЛ), 1 студенческое конструкторское бюро (СКБ).
На базе академии создана и функционирует инновационная структура – ООО «Технопарк «Горки», с участием ее резидента ООО «Технологии земледелия» организована уникальная учебная научно-практической лаборатория по точному земледелию. В академии созданы учебно-практические тренажеры по аквакультуре, предназначенные для учебных и научно-исследовательских организаций Республики Беларусь и стран СНГ в области аквакультуры, рыбного хозяйства и ихтиологии.
В академии обучаются 425 иностранных слушателей из 20 стран мира (Туркменистан, Китай, Монголия, Узбекистан, Казахстан, Пакистан, Киргизия, Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Гана, Гвинея, Камерун, Нигерия, Эфиопия, Эритрея, Израиль, Россия, Украина, Грузия).
Академией заключено более 142 международных договоров о сотрудничестве с высшими учебными заведениями России, Китая, Польши, Казахстана, Узбекистана и др. Ведется активное научно-образовательное сотрудничество с университетами Китая в рамках Альянса сельскохозяйственных университетов стран Шелкового пути, а также с университетами стран СНГ в рамках Совета ректоров ведущих аграрных вузов СНГ.
Мобильность студентов и преподавателей академии осуществляется на основании международных договоров и университетских соглашений.
Коллектив академии бережно хранит огромный многолетний опыт и традиции вуза и, продолжая великое дело своих выдающихся предшественников, вносит большой вклад в развитие науки и образования.